Главная » Дополнительное образование » Курс языкового мастерства
Курс языкового мастерства
Резюме к курсу языкового мастерства
В наше время Слово становиться важнейшим фактором человеческого общения. Собственно, так было всегда. Энергетические талисманы, привороты - отвороты, заговоры на деньги, счастье и удачу - вот уж и впрямь, новое - хорошо забытое старое! Даже в такой далекой от словесности области, как экономика, с ее сухим языком цифр и процентов, Слово, оказывается, способно помочь своему владельцу избежать многих каверзных ситуаций и обманов. Как-как? Да достаточно просто. На одном из занятий мы разбираем образец документа, заполненного обманутыми вкладчиками при вступлении в пирамиду, подобную МММ и иже с нею. Документ этот -подлинный. В свое время мы с учениками курса сами приезжали в офис МММ, чтобы внимательно прочесть условия внесения вклада и начисления процентов, действительно огромных! Мои наивные ученики, люди прямые и открытые, прочтя все¸ что было напечатано на бланке как крупным, так и самым мелким шрифтом, принялись смеяться и тыкать пальцем. Толпа народу, стоявшая в очереди на внесение этого самого вклада с уже заполненными бланками, буквально накинулась на ребят с требованиями объяснить, «в чем тут загвоздка»! Но объяснить всем было физически невозможно, и мы просто потихоньку выбрались из толпы, захватив сувенир в виде пустого бланка. Для ребят это был первый урок, показавший им полную власть Слова над человеком. Ведь стоящие в очереди привыкли обращаться с ним столь небрежно, что даже не удосужились внимательно вчитаться в гарантии своих вожделенных прибылей! А ведь там - черным по белому - указывалось, что желаемые проценты - 200% годовых - получит лишь тот, кто ни разу в течение пяти! лет не коснется положенной суммы! При самом беглом подсчете нас с ребятами получалось, что как раз сумма инфляции за указанный период и составит столь высокий сейчас процент! А вчитавшись в форс-мажорные обстоятельства, мы и вовсе убедились, что за пять лет фирма освобождается от всех выплат при условии как природных катаклизмов, так и не зависящих от нее причин в государстве, в частности, закрытия и переоформления! В такую лавочку не просочился бы только ленивый коммерсант!
Было это занятие еще в лихие 90-е. Но и сейчас - как часто и в «Часе суда», и в «Новостях» говорится о том, что при продаже или покупке квартиры , заключение кредитного Договора и иных документов человек не вчитался внимательно в договор и потерял и деньги, и недвижимость, - далее не будем. И предъявлять претензий по закону ему уже некому.
Тем велика сила печатного Слова. О том, что целые области Магии невозможны были бы без Слова, мы уже упоминали. И, как любой материал, Слово не выносит небрежного и неумелого обращения. Человеку, не привычному с ним обращаться, не позавидуешь.. безграмотность подведет его при обращении с учебником, с Договорами, с бланками, даже при сочинении любовных посланий, наконец! Поэтому, «языковое мастерство» - такие же основы, как, например, для пользователя Интернета основы компьютерной грамотности. И, наоборот, владея искусством составления живой словесной мозаики, наш слушатель сможет сам заговорить свою боль, произвести неизгладимое впечатление на любимую и составит самый выгодный для себя Договор.
На нашем сайта в разделе "Творчество учеников" Вы можете почитать стихи учеников, прошедших даный курс.
Курс рассчитан на 2 года обучения. Обмен работами через Интернет происходит ежемесячно. На месяц высылается одна лекция и четыре домашних задания, каждое - на одну неделю.
Курс I
Занятие 1. Владеющий словом.
Задание № 1. Примеры поэзии и прозы.
Задание №2. Навыки работы с литературным словарем.
Задание №3. Методика самостоятельной работы над литературным материалом.
Задание №4. Анализ всех предыдущих заданий, служащих базой для следующего - создания литературного образа.
Занятие 2-3. (В связи с укороченным из-за зимних каникул сроком выполнения заданий.) Работа рекламного менеджера.
Задание №1 Психо лингвистическая как метода самоопределения.
Задание №2. «Зомбирование» как политика тоталитарных сект.
Задание №3-4 Что такое «серебряная калоша» и кто ее заслуживает?
Занятие 4. Умение управлять «механизмом слова»
Задание №1. Образный строй языка.
Задание №2. Звукопись.
Задание №3. Писательство - призвание.
Задание №4. Слова, для которых спорным и сложным является определение рода.
Занятие 5. Музыка Александра Дюма.
Задание №1. Выразительность писательского почерка.
Задание №2. Портрет лучшего друга.
Задание №3. Работа с прилагательными.
Задание №4. Краткость - сестра таланта.
Занятие 6. Критическое отношение к творчеству.
Задание №1. Философия притчей.
Задание №2. О незадачливых писателях.
Задание №3. Звучание мира.
Задание №4. О тонкости языка.
Занятие 7. Последнее занятие в установочном учебном году. «Надоевшие» школьные термины.
Задание №1. Логика мышления.
Задание №2. Деепричастие.
Задание №3. Снова «каверзные» словесные обороты.
Задание №4. Особенности своей и «не своей» устной и письменной речи.
Итоговое задание №5. Работа над пополнением словарного запаса.
Курс II.
Продолжая курс I, мы дополним изучение материала языкового материалом литературоведческим, гармонично соединяя их.
Занятие 1. Фонетика.
Задание №1. Лукавая буква-иноземка.
Задание №2. Связь словесных заданий с темами школьного курса.
Задание №3. Палиндромы и их применение.
Задание №4. Работа с геометрией слова.
Занятие 2.
Задание №1. Части тела человека.
Задание №2. Многозначные слова.
Задание №3. Самостоятельная «словесная вязь.»
Задание №4. Старорусская словесность.
Занятие 3.
Задание №1. Однозначные и многозначные слова.
Задание №2. Прямое и переносное значение слова.
Задание №3. Использование «многоликих» слов.
Задание №4. Применение многозначных слов.
Занятие 4.
Задание №1. Что на что похоже?
Задание №2. Сравнения у любимого писателя.
Задание №3. Сравнения в своем творчестве.
Задание №4. Оценка разновременных рассказов.
Занятие 5.
Задание №1. Происхождение фамилий.
Задание №2. Редкие фамилии.
Задание №3. Древнегреческие и старорусские имена.
Задание №4. Книга «Моя родословная»
Занятие 6.
Задание №1. Книги Рериха.
Задание №2. Значение слов.
Задание №3. Цель создания сказок.
Задание №4. «Родословная» Рериха.
Занятие 7.
Задание №1. Известные значения имен и фамилий.
Задание №2-4. Объединяет три последующих. Рассказ о происхождении предков.
Занятие 8. Завершающее в установочном курсе 2 года обучения.
Работа над созданием Ордена Чистого Слова.
Вопросы для тренинга по курсу «Языковое мастерство»
Задание 1. Как называется слово, обозначающее сочетание несоединимых понятий?
Варианты ответа: синоним; омоним; актином; оксюморон.
Задание 2. Назовите автора строк:
Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг…
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг…
Варианты ответа: Лермонтов; Есенин; Маяковский; Высоцкий.
Задание 3. Какие слова из указанных нижу написаны без ошибок:
А. прецедент;
Б. претендент;
В. инцидент;
Г. конкурентноспособный.
Варианты ответа: АБ.АГ.Б.В.А.Г.
Задание 4. Объясните смысл эпитета «красный» в каждом из указанных случаев:
красна девица;
красная смородина;
Красная Армия;
Красные ворота.
Варианты ответа: главный, красивый, красного цвета, ответственный.
Задание 5. В каких случаях правильно употреблено множественное число указанных существительных:
А. мелок – мелки;
Б. брелок – брелки;
В. конек – коньки;
Г. потолок – потолки.
Варианты ответа: АБ, БВ, ВГ, А, Б, В, Г.
Задание 6. В каких предложениях слова «в течение» являются предлогом?
А. В течении реки попадались водовороты.
Б. В течение летних каникул дети отдыхали в лагере.
В. В течение мирной беседы вмешался посторонний звук.
Г. Влюбленные встречались в течение трех лет.
Варианты ответа: А и Г, А и Б, Б и Г, Б и В.
Задание 7. Выделите однокоренные слова:
А. муки совести,
Б. маленький Мук,
В. мукомольный комбинат,
Г. мученик науки.
Варианты ответа: А и Г; А и Б; Б и Г; Б и В. А.
Задание 8. Как называются слова, обозначающие непривычные для нас понятия: новояз, политпросвет.
Варианты ответа: историзмы; архаизмы; неологизмы.
Задание 9. Определите автора строк:
«Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг…»
Варианты ответа: Блок, Есенин, Маяковский.
Задание 10. Определите стиль текста:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь – Додон.
Смолоду был очень грозен он
И соседям то и дело
Наносил удары смело,
Но под старость захотел
Отойти от ратных дел…»
А.С. Пушкин
Варианты ответа: научный, публицистический, художественный, разговорный.
Задание 11. В поэме А.С. Пушкина «Пиковая дама» говорится о трех картах, принесших игроку сказочный выигрыш. О каких именно картах идет речь?
Варианты ответа: А. три дамы; Б. король, дама, туз; В. валет, дама, король; Г. тройка, семерка, туз.
Задание 12. как звали знаменитого черного кота в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Варианты ответа: А. Василий; Б. Чертяка; В. Барс; Г. Бегемот.