Некоммерческое образовательное частное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
НОЧУ "Школа"Разум-Л"
+7 (499) 186-56-10; +7 (495) 472-28-44
127642
г. Москва
проезд Дежнева, д. 11, корп.2

Занятие I

Основы языкового мастерства

Курс I. Занятие I.

Сегодня мы с Вами приступаем к изучению уникального курса «Основы языкового мастерства».

Курс создан и изучается в лицее «Разум-Л». Автор курса учредитель лицея Литаврина Ольга Борисовна награждена стипендией Фонда Дж.Сороса за достижения в области гуманитарных наук. Адепты курса давно и успешно применяют его в журналистике, поэзии, писательском творчестве, они стали призерами международной литературной игры под эгидой ЮНЕСКО, конкурса юных писателей им. Брэда Корреа в Лос-Анджелесе, получили сорок из пятидесяти наград в конкурсе Международного Фонда Славянской письменности и культуры, и многое другое...

Как говорил еще Михайло Ломоносов, «корень учения горек, зато плоды его сладки».

А теперь - начнем опять-таки с корня. Еще в Книге книг - Библии - сказано, что в начале мира было Слово, и Слово было Богом. Давно не секрет, что с помощью Слова человека можно гипнотизировать, зомбировать, нацеливать на высокие и низкие чувства. Владеющий Словом становится, по сути, властелином человеческой души.

Замечательный русский поэт серебряного века - Николай Степанович Гумилев - сказал о словах:

«В ясный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое – тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к Луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в тишине.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро, и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Просто на песке чертил число...»

Вот так — «не решаясь обратиться к звуку»!

Вот давайте мы с Вами и начнем с этого.


Задание 1. Приведите примеры любимых стихов и рассказов, отметьте, чем привлекает их звучание.

Задание 2. Найдите в литературном словаре определение слова «звукопись». Приведите примеры текстов, составленных на основе по-особому звучащих слов, таких, как стихотворение М.Ю. Лермонтова и рассказы И.А. Бунина.

Задание 3. Попробуйте написать абзац или сочинить четверостишие, впечатление от которого достигается не только с помощью картин, нарисованных словами, но и с помощью звучания самих слов.

Задание 4. Проанализируйте все выполненные задания и объясните, какую роль играет само звучание слов в создании литературного образа.

Свои работы присылайте по адресу razum-l@yandex.ru