Главная » Творческое объединение "Разум" » Пресса » Экология детства
Экология детства
Все мы (или многие) росли и воспитывались в советской системе, в режиме «кнута и пряника». К сожалению, и ныне не изобретено что-либо, сильно отличающееся от этих исконных ориентиров. Хотя и проскальзывают осторожные высказывания о «детях индиго» и необходимости диалога с миром детства. Но поддерживать такой диалог неимоверно трудно, а испытанные «кнут и пряник» всегда под рукой.
Задумаемся вместе с родителями, всегда ли это верно? С детства каждый ребенок знает, например, что с семи лет он должен пойти в школу и в ней учиться. А вот зачем нужна учеба, зачем вообще нужны знания, и чем скучные уроки ботаники, например, полезнее самостоятельного изучения растущих за каждым забором лопухов и одуванчиков? До такого объяснения, как считается, малыш не дорос. Вот он и привыкает с детства – подчиняться авторитетам. Сначала – мама велела ходить в школу. Хорошо, если только в школу, ведь часто родители выбирают за своего ребенка и дополнительный путь развития. Модно, например, заниматься музыкой – отдают в музыкальную школу. Модно отличаться спортивными успехами – отдают в секцию. Еще проще, когда при этом главным фактором становится близость дополнительного образования к дому. При этом интересы самого обучаемого не то что не учитываются, а признаются будто бы несформированными. И посещает этот несформированный выбранную родителями школу и секцию, слепо доверяя авторитету учителя, утверждающего сегодня, что «Молодая гвардия» Фадеева – шедевр русской литературы, а завтра говорящий то же самое …о «Белой гвардии» Булгакова. И ребенок во всех случаях подчиняется авторитету. Сначала авторитету родителей. Потом авторитету учителя, авторитету школы. А потом… зачастую плавно перетекая, в лучшем случае, к слепому авторитету дворовой шайки, а в худшем – к авторитетам криминального мира. Вот так срабатывает «кнут». В иной системе воспитания следует объяснять ребенку каждое принимаемое совместно решение, причем ясным для него языком, с наглядными примерами, не жалея на это времени и душевных сил!
У Чехова есть один рассказ, посвященный такой «индиговой» системе воспитания. В рассказе папа-прокурор, обнаруживает, что шестилетний сынишка таскает у него из кабинета папиросы и пытается курить. Он принимается обдумывать: как добиться, чтобы мальчик сразу отказался от дурной привычки? Думать ему, привыкшему карать и наказывать взрослых, приходится долго. Выход, в итоге находится: отец рассказывает сыну сказку, в которой у курящего царевича в нужный момент не находится сил, чтобы защитить свое государство. Сыну это понятно, и он действительно сознательно» бросает» папиросы. Но много ли таких отцов в наше время?
Наказать – куда проще, вот и наказываем! Хорошо, что есть хоть единицы школ, где соблюдается экология детства, где действуют методики взаимопонимания взрослого и ребенка, где этому пониманию можно обучиться и родителям. Именно по такому методу работает коллектив школы «Разум-Л». Хотелось, чтобы таких школ стало больше!
Наш адрес: проезд Дежнева, дом 11/А
Тел 472-28-44; 8-499-186-56-01
www.razum-l.ru
Адрес электронной почты: razuml@list.ru