Некоммерческое образовательное частное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
НОЧУ "Школа"Разум-Л"
+7 (499) 186-56-10; +7 (495) 472-28-44
127642
г. Москва
проезд Дежнева, д. 11, корп.2

Смерть по анимэ

Перечитывая сказки Николая Константиновича Рериха, я наткнулась на мысль, показавшуюся мне очень созвучной нашему времени. Герой сказки назвал главным условием счастья для человека - веру в себя. И мне сразу вспомнилась серия передач о молодежи, попадающей в секты; об американской системе «промывания мозгов» в крупных столичных фирмах, превращающей человека в винтик производства; о трагедии девочки из глубинки, психика которой не выдержала страшного несоответствия героев анимэ и реальной жизни…

Советская система обучения, в коей мы, видимо, не так и одиноки, вся строилась на принципе подавления личности: «учитель всегда прав». Всегда правы были и учебники, изложенное в коих не подлежало сомнению. Отчасти именно поэтому из двоечников и хулиганов, посмевших в чем-то не подчиниться системе, выросли яркие и успешные личности. Подстраивавшиеся же под взгляды преподавателей, оказались беспомощны и безлики, неспособны к принятию самостоятельных решений и к применению своих универсальных знаний.

В первые годы работы лицея родители не раз обращались ко мне с просьбой «быть построже с моим шалопаем, чтоб он у вас по струнке ходил!» И невдомек им было, что как раз в школе, в годы своего становления, ребенку нужна не строгость, а честность и внимание учителя. Даже пресловутую дисциплину на уроках мы старались сделать сознательной, ведь шумят на уроке не потому, что «разгильдяи и оболтусы», а потому, что тема не дошла «до самого нутра», то есть не важна и неинтересна, либо просто непонятна. И учитель должен быть уважаем за собственное уважение к ребенку, за знания и объективность подхода к каждому, а не за крик и замечания в дневнике. И нужно взвалить на себя огромный труд – понять каждого ребенка, заслужить его доверие. А для этого надо болеть душой. Пригрозить же и наказать намного проще. И выходят из школы отличники и хорошисты, привычные жить по принципу – «ты начальник – я дурак». И с легкостью доверяют свое здоровье любому эскулапу, умеющему красиво рекламировать любую химию. И – что гораздо страшнее – с легкостью доверяют свою жизнь любому, кто имеет бесстыдство объявлять себя пророком – будь это Мегрэ со своей «Анастасией», сайентолог со своей «Диаистикой», или крикливые вожди националистического толка. А что делает с человеком американская система администрирования, где день начинается с пения гимна и супервайзер отсчитывает время в клозете? А многочисленные блокбастеры, ужастики, стрелялки, анимэ, столь же мало способные научить ребенка общению и гармоничному развитию, сколь и учебник по поведению домашних животных может научить охоте на медведя!

Отсюда и происходят трагедии, когда девушка не находит лучшего способа убеждения для парня, чем приемы Никиты, и замыкается в себе, оставшись одной в результате. Когда девочка заболевает анорексией, ежедневно сверяя свои размеры с размерами знаменитых моделей, или безнадежно портит зрение с помощью совершенно ненужных ей глазных линз, якобы способных «волшебно изменить взгляд». Или, наконец, школьница, уходящая в мир иной из тупика, куда завело ее страстное стремление совместить реальную жизнь с фальшивым миром японского анимэ!

Избежать таких трагедий трудно, но возможно. Возможно только тем стилем поведения, который сами американцы нехотя рекомендуют для обращения с «детьми индиго»: отсутствие принуждения, уважение к мнению ребенка дома и в школе, достаточные знания, чтобы оспорить какие-то разногласия при изучении школьных дисциплин у учителя и желательно у родителя. И постоянное, бережное взращивание в ребенке веры в себя, в умение добиться поставленной цели, может быть, несвоевременной и не нужный на ваш взрослый взгляд. В том числе и умение выбрать те из школьных предметов, которые особенно даются, и совершенствоваться в них, путь даже и неожиданно для родителей – на моей памяти есть и девочка, выигрывающая призы в таэквондо, и мальчик, отличившийся в бисероплетении. И умение не следовать ни в чем мнению толпы, и отказаться, когда старшие пацаны предложат травку или на дискотеке подсунут экстази. И даже после самой горькой неудачи – вера в свой путь, не поддающаяся слащавым утешениям «любите весь мир» религиозных братств. Научить этому трудно, но мы в лицее, за двадцать лет не вырастили ни одного сектанта, скинхеда и им подобных.

Литаврина О. Б.
для газеты "Комсомольская правда".